Класс педагога гимназии № 5 Ирины Светличной носит имя Муси Пинкензона с согласия родственников пионера-героя, живущих в Израиле

Педагогический стаж Ирины Светличной составляет более 35 лет, из них 17 лет учитель истории и обществознания посвятила изучению с учениками вопросов Великой Отечественной войны. Особую страницу в исследовании занимает тема Холокоста. К Международному дню памяти жертв Холокоста педагог рассказала, почему это важно для современных школьников.

Легенда пионера

Сотрудничество с международным фондом «Холокост» устьлабинка начала еще в 2005 году. В основу своей большой работы она положила историю земляка Муси Пинкензона — 11-летнего еврейского скрипача, погибшего от рук фашистов в 1942-м во время оккупации района.

— Город маленький, мы растем и постепенно забываем важные разделы его истории. А памятник Мусе стоит уже много лет, мы как-то привыкли к тому, что он есть, — говорит Ирина Викторовна. — В детстве нас там принимали в октябрята и пионеры. Сегодня монумент, установленный в честь его имени, внесен в европейский реестр памятников истории Холокоста.

Подвиг Муси уже обрастает легендами. Ходят споры, действительно ли он сыграл в тот страшный для себя миг «Интернационал». Да, это подтвержденный факт. Когда искала очевидцев, то разговаривала с бывшим директором музея ЭМЭК Борисом Новиковым. И он рассказывал, что вместе с другими мальчишками слышал, что происходило на месте расстрела. И если бы не было этого гимна тогда, наверное, никто об этом сейчас и не вспомнил.

Оживающая память

По словам Ирины Светличной, она сотрудничала со многими патриотическими организациями. Но именно с «Холокостом» удалось выстроить тесную связь.

— За участие в конкурсах ребята всегда получали грамоты и бюллетени с указанием, где работа была напечатана, — объясняет педагог. — Но, конечно, самым запоминающимся моментом сотрудничества стала поездка в Иерусалим на семинар в 2008 году и экскурсия в музейный комплекс «Яд Вашем».

Такое право учитель из Усть-Лабинска получила благодаря тому, что ее подопечные стали участниками и призерами конкурса «Холокост — путь к толерантности». Научная работа была посвящена жизни и трагической гибели семьи Пинкензонов — богатый материал, который удалось собрать Ирине Викторовне с сыном Александром. На тот момент молодой человек уже учился в Российской экономической академии имени Плеханова. С докладом о гонениях на еврейский народ на оккупированной Кубани он выступил в ЮНЕСКО. А Ирина отправилась на святую землю в музей Холокоста.

— Комплекс уникальный, а территория его огромная — за один день не обойти. Находящиеся там выставки можно посетить лишь постепенно. Удивительно, что при таком дефиците земли, какой наблюдается в Израиле, они нашли возможность построить такой большой музей. Причем посещение его бесплатное, — рассказывает историк. — Вместе с группой учителей, в которую вошла, находилась там две недели. Экскурсии по музею были лишь частью визита, основная цель была, конечно, в обучении. «Яд Вашем» — это не только мемориальный комплекс, но еще и исследовательский институт истории Холокоста. Мы встречались с учеными, занимающимися проблемами геноцида, слушали рассказы о жизни страны.

А каждый раз после посещения музейной экскурсии плакали. Невозможно представить, что пережили когда-то люди от рук фашистов — погибшие и зверски замученные. Например, один из залов посвящен уничтожению еврейских детей. Под стеклом лежат детские башмачки. Есть зал Памяти, зал Эпилог (где на стены проецируются отрывки писем и дневников, воспоминания и рассказы участников трагических событий), Аллея праведников народа (там высаживают деревья те, кто спас евреев в годы Второй мировой от нацистов). Невозможно забыть и зал Имен. Внутри высокого конуса фотографии жертв Холокоста. Звучит там и имя нашего земляка Муси Пинкензона.

Выбор каждого

Усть-лабинский педагог продолжает вести исследовательскую работу о гонениях еврейского народа.

— Не перестаем с ребятами поднимать темы фашистского насилия, — говорит Ирина Светличная. — Допустим, сложно и вместе с тем интересно было работать над темой «Стоящие в стороне». Как чувствовали себя психологически те люди, на глазах которых немцы гнали на расстрел десятки и сотни евреев? Что ощущаешь, когда стоишь на обочине, а мимо ведут на смерть людей? Евреи старались, как могли, спасти своих детей. Многие выталкивали их в толпу. Кто-то толкал этих детей обратно, а кто-то прятал. Это был выбор каждого.

Наверное, когда ставишь такие, подчас неудобные вопросы «Как поступил бы я?», растешь и духовно, и морально.

ИМЕНИ ГЕРОЯ

Мой класс 9 «Б» носит имя Муси Пинкензона. Чтобы получить официальное разрешение на это, писала его родственникам в Израиль, с которыми продолжаем поддерживать связь.

К теме Холокоста люди относятся по-разному. Некоторые даже не знают, что это такое, а некоторые считают проблему преувеличенной. Однажды на краевой научно-практической конференции моей ученице задали вопрос, почему она решила написать именно о евреях. Ведь среди погибших в Великой Отечественной немало и русских. Вернувшись, она расплакалась и заявила: «Я своих евреев никому не отдам!»

Ирина Светличная

ИЗ АРХИВА «СН»

Как говорится в выпуске за 6 февраля 1968 года, в память о Мусе Пинкензоне торжественно открыли мемориальную доску в городской школе № 1, где учился пионер-герой. Обращаясь к участникам митинга, бывший директор образовательного учреждения Галина Петровская рассказала, как в школе появился этот черноглазый мальчик. Он эвакуировался с родителями из Кишинева. Это был любознательный ученик, любивший музыку и сам изумительно игравший на скрипке. По словам заслуженного учителя РСФСР Елены Сахно, Муся интересовался природой и сделал макет местности Усть-Лабинска, позже уничтоженный фашистами. Учитель Мария Андриященко, в классе которой учился пионер-герой, вспомнила, что он был самым прилежным из ребят и всегда помогал товарищам выполнить трудное задание.

«ТРИ КУКЛЫ»

«Яд Вашем» запрещено посещать детям до 10 лет. До этого возраста в Израиле принято знакомить ребят с Холокостом очень осторожно, вводя в тему постепенно. Мне, например, понравилось учебное пособие «Три куклы», которое использовала в начальной школе в качестве презентации. В книге описан рассказ о трех девочках — французской, польской и венгерской. Они остались живы и через всю трагедию пронесли три куклы. Одна даже побывала со своей хозяйкой в концлагере. Эти куклы сейчас хранятся в «Яд Вашем».

Ученики были так впечатлены, что вспомнили и попросили почитать книгу уже в старших классах. В итоге «Три куклы» ходила из рук в руки по всему 11 классу. Каждому не терпелось ее получить. Такой отклик очень ценен для учителя.

Ирина Светличная

«БАШМАЧКИ»

В 2009 году ученик Ирины Светличной Александр Макеев принял участие в международном конкурсе «Холокост — путь к толерантности», где занял первое место в номинации «Рисунок».

По словам педагога, в своей работе «Башмачки» школьник постарался отразить ужас геноцида еврейского народа через одно из самых страшных деяний фашистов — уничтожение детей. Идея рисунка взята с картины Василия Верещагина «Апофеоз войны», на которой изображена гора черепов.