Григорий Рикман: «Помнить эту трагедию нужно, замыливать — нельзя!»

Григорий Рикман: «Помнить эту трагедию нужно, замыливать — нельзя!»

«Память о Холокосте необходима, чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». И. Бауэр — историк, исследователь.

В целях укрепления общественного согласия, повышения духовно-нравственной культуры, содействия диалогу власти, научных кругов и представителей религиозных конфессий был создан и успешно работает многие годы Совет по межконфессиональным отношениям при главе администрации города Симферополя. На заседаниях Совета его члены, представляющие учреждения науки, правоохранительные органы, религиозные и общественные организации, инициируют рассмотрение актуальных и значимых для общества вопросов. На одном из очередных заседаний Совета, Рикман Г. М., председатель Симферопольской Еврейской национально — культурной автономии, член Общественной палаты Республики Крым, внес предложение провести ряд мероприятий, приуроченных к трагическим событиям в истории еврейского народа. Во время Второй мировой войны германские нацисты и их союзники убили около шести миллионов евреев. Эта методичная, поражающая своим зверством операция по преследованию и истреблению народа, получила название Холокост.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 27 января был объявлен Международным днем памяти жертв Холокоста. Именно в этот день советские войска освободили один из самых страшных нацистских лагерей смерти Аушвиц-Биркенау, известный также по польскому названию Освенцим. Это лишь один из множества лагерей, в которых гитлеровцы планомерно осуществляли принятое на государственном уровне «Окончательное решение еврейского вопроса». Предложение Григория Михайловича, с пониманием его значимости, было одобрено членами Совета, поддержано Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым.

Заместитель председателя Совета по межконфессиональным отношениям при главе администрации города Симферополя, начальник управления внутренней политики администрации города Симферополя Маринина Т.А. рассказала о том, почему считает важным помнить и говорить об этой страшной трагедии: «Холокост — это часть истории нашей страны. К сожалению, сегодня память о войне, ее уроки все чаще становятся объектом политической текущей конъюнктуры. Это абсолютно недопустимо. Важнейший довод в пользу изучения истории Холокоста, извлечения уроков из этого трагического события — необходимость избежать в будущем подобных нарушений прав человека на религиозной, национальной, этнической основе. Иначе трагедия Холокоста, унесшая жизни миллионов, будет стерта из памяти, как и подвиг советских солдат, 75 лет назад освободивших узников концлагеря Освенцим. Полагаю, что интервью со столь интересным собеседником, как Григорий Михайлович Рикман, прольет свет на многие интересные факты и поможет понять глубину и значимость этой трагедии для современников».

— Григорий Михайлович, расскажите, пожалуйста, о себе и о Вашей работе в еврейской национально-культурной автономии в Крыму. Какие направления деятельности осуществляет организация? В чем ее уникальность? И как она появилась в Симферополе?

— Со дня основания я был избран председателем Совета Симферопольской еврейской национально-культурной автономии. Являюсь членом Общественной палаты Республики Крым. Что же касается организации, то, надо сказать, что в еврейском национальном обществе я с 1989 года. Мы занимаемся сохранением родного языка, культуры, работаем с молодежью, осуществляем совместную деятельность с Хесед Шимон — благотворительной еврейской организацией. Кроме того, мы работаем с Международным молодежным еврейским центром «Гилель». Помимо этого, осуществляем деятельность по защите и охране памятников, подготовке лекций и бесед с молодым поколением. Конечно, мы также принимаем участие в различных мероприятиях совместно с другими обществами и объединениями. В этом направлении общественной работы много.

— 27 января — скорбная дата — День памяти жертв Холокоста. Насколько важно, на Ваш взгляд, знать и помнить трагические события того дня?

— Нужно знать и помнить, поскольку те, кто не знает истории может попасть в этот капкан незнания. Это не просто трагическая дата, которую можно как-то поминать. «Холокост» в переводе с греческого — «всесожжение». Есть еще такое еврейское слово «Шоа» — «катастрофа». В эти дни по решению ООН мы отмечаем День Холокоста. Мы сегодня взываем к Памяти — «Вечная память», «Не забудем, не простим», «Никогда больше», «Неделя Памяти», «Память о Холокосте — путь к толерантности» — все это забалтывается, замыливается, становится мероприятием и до следующего года забывается. Затем, в течение года мародеры и гробокопатели «напоминают» о том, что 80 лет белеют кости на обочинах «Тавриды» …

Конечно, помнить, либо хотя бы рассказывать об ужасе Шоа — нужно. Мир, как целостный организм, пытается забыть, оградить себя от тягостных воспоминаний. Несмотря на то, что решением ООН 27 января был признан днем памяти о Холокосте во многих странах, в т. ч. и бывшем СССР, а теперь и России предлагают мероприятия проводить в другие дни, т.к. 27 января отмечается как День снятия блокады Ленинграда. На 19 января было более 60 млн. «вбросов», сравнивающих эпидемию коронавируса с Холокостом. Главное — не замылить. Это действительно катастрофа, в первую очередь для еврейской нации. По информации из разных источников погибло около 6 млн евреев. Сегодня существует много музеев, посвященных памяти этой трагедии — Музей толерантности в Москве, более десяти музеев в США, где этой войны никогда и не было. Есть израильский Институт Катастрофы и героизма национального мемориала Яд ва-Шем в Иерусалиме, в котором собрано более 4,5 млн имен, но, в целом, Шоа — это заноза в теле человеческой цивилизации. Всем, наверное, уже надоели евреи и все, что связано с этой катастрофой, но, как сказал великий русский философ Николай Бердяев — «Евреи — это та ось, на которой держится цивилизация».

В средневековой Европе евреев обвиняли в отравлении колодцев, распространении чумы и холеры. И во множестве убивали за это. Именно евреев, а не французов, итальянцев, немцев. Хотя, казалось бы, почему представители коренных народов не могли тоже заниматься этим «веселым делом»? Так ли это?Антисемитизм обостряется тогда, когда политика надежды уступает место политике страха, который быстро превращается в политику ненависти. С первых дней оккупации гитлеровская пропаганда обвинила во всех бедах населения евреев и пошло — поехало. С пяти утра потянулась цепочка очереди в областное гестапо на углу ул. Ленина и Пролетарской, чтобы пополнить списки евреев на уничтожение и воспользоваться их нехитрым скарбом, оставшимся после изъятия фашистами. Нужно отметить, что в Крыму предателям пришлось немало потрудиться, так как по сравнению с другими местами здесь проживали как минимум четыре группы евреев. Это евреи-ашкеназы, тюркоязычная группа крымчаков, исповедующих иудаизм, горские евреи и субботники, придерживающиеся канонов иудаизма. Все они были уничтожены за исключением единичных фактов. В Крыму известны 76 человек, признанных праведниками народов мира. Это люди, спасавшие евреев во время оккупации.

По средним подсчетам за годы оккупации в Крыму было уничтожено около 40 тыс. евреев. По переписи 1939 года в Крыму проживало около 65 тыс. евреев. А по переписи 2014 года — всего 3076 евреев. На сегодняшний день, насколько мне известно, на полуострове живет около 2700-2800 евреев. 27 января 1945 г. войска 60-й Армии 1-го Украинского фронта в ходе Висло-Одерской наступательной операции заняли район Освенцим, Бжезинка, где и была обнаружена группа концлагерей, брошенных немецкой охраной. Освенцим освободил отдельный разветбат, командир майор Анатолий-Аншель Шапиро и только через 60 лет ООН объявило 27 января Днем памяти о Холокосте.

Что касается памяти этой трагедии в Крыму, то 11 декабря много лет крымчаки и евреи собираются у памятника, где проходит молебен священнослужителей всех конфессий о невинноубиенных. Часто с нами бывают Глава Республики Крым Сергей Валерьевич Аксенов, представители всех ветвей власти, духовенство, молодежь. В этот день приспускаются государственные флаги республики. В прошлые годы по центру города проходил «марш живых» в память о постигшем народ горе. В солидарность с евреями в марше участвовали представители разных народов. Но некоторые вещи одной маленькой общине все-таки не под силу. До сих пор не захоронены кости, лежащие на поле памяти, где мародеры копают и надругаются над останками. Общине не удается обеспечить охрану этого места. Иногда считают, что раз там лежат евреи, то никому до этого нет дела… Так нельзя говорить! Кроме того, там похоронено 636 краснофлотцев, много пленных солдат и партизан. И даже если бы там лежали только одни евреи, то все они были ответственными налогоплательщиками. Так что государство должно о них позаботиться. Наша община трудится, не покладая рук. Мы оплатили проект будущего (надеюсь) мемориала, установили достойный памятник, ограждение для него, биотуалеты. Наша молодежь ухаживает за аллеей, красит скамейки, поливает деревья.

Сегодня есть еще очень много белых пятен, то есть много мест, где были расстреляны евреи. Недавно стало известно о гетто, которые были не только в Ялте, но и существовали в Джанкое. Во всяком случае, работы исследователи ведут. Однако помнить обо всем этом надо не просто для галочки, а для того, чтобы понимать, что евреями не заканчивается эта трагедия. История говорит о том, что если было уничтожено 6 млн евреев, то 70 млн убили. Понимаете? И, собственно говоря, так проходила акция за акцией. Нужно стараться жить в мире и согласии, соседями. Надо поддерживать жизнь. Потому что за очень непродолжительное время превратиться в псов войны, как это произошло в Германии, не очень-то сложно. Отречься от культуры и истории легче, чем жить в цивилизованном мире.

— Как Вы считаете, достаточно ли внимания этой теме уделяется в российских учебниках по истории? Хорошо ли современные школьники знают об этой трагедии?

— Этой теме уделяется достаточно внимания. Другое дело, что она заформализована и не доходит до сознания. Возможно, используются не те методы. Нельзя сказать, что народ лоялен к этой теме. Люди устали от войн, от этих ужасов. Но напоминать об этой трагедии, воспитывать молодежь с помощью истории — надо.

— Какие еще мероприятия организовывают ко Дню памяти жертв Холокоста в Симферополе?

— Сегодня во многих музеях Крыма проходят выставки, посвященные этой теме, например, в Центральном музее Тавриды. Большие мероприятия проводит еврейская община совместно с Государственным музыкально-драматическим театром, в котором прошло две выставки, посвященные Холокосту, а также с Крымской республиканской универсальной научной библиотекой им. И. Франко, где сегодня проходит выставка. Дружбой народов занимались и до войны. Но важен практический результат. Вопрос этот непростой и требующий работы.

— Планируется ли в ближайшие годы открытие каких-то новых культовых сооружений или ремонт уже существующих в Симферополе?

— В этом году становится на капитальный ремонт синагога на ул. Сергеева-Ценского, и мы надеемся, что она в ближайшем будущем вступит в строй. А пока что у нас есть прекрасная, отремонтированная и получившая в подарок в декабре прошлого года новую Тору синагога на ул. Краснознаменной. Креативный, интеллигентный и работящий раввин, сын главного раввина России, находится с утра до ночи в синагоге. Он принимает участие во всех мероприятиях. Кроме того, как вы знаете, евреи — это народ книги, так что наша маленькая община издает газету и журнал. Всего нашей общиной напечатано около 50 книг, которые распространяются в библиотеках. Это интересные книги — не те, из-за которых только зря была спалена древесина, а те, где свои произведения публикуют наши лучшие поэты и писатели. Кроме того, религиозной общиной ортодоксального иудаизма издана главная книга евреев — Тора, которая была подарена каждому иудею. Есть также у нас свой музей на ул. Миллера, 58. Советую — там есть, что посмотреть!

Карина Туз

Источник: Администрация города Симферополя