Как жили и живут евреи на Дону

27 января весь мир отметил День памяти жертв Холокоста. Ростову эта трагедия особенно близка. Убийства евреев здесь в 1942 году — одно из самых массовых зверств фашистов за все годы Второй мировой. В Синагоге мы пообщались с председатель местной еврейской религиозной общины и узнали о появлении евреев на Дону, отечественного антисемитизма и нынешнем отношении народов между собой.

За четыре года Великой Отечественной войны на территории СССР погибли от рук фашистов 2-2,5 миллиона евреев, из них более 27 тысяч уничтожены за два дня (!) на одной только Змиевской балке.

К евреям фашисты относились как к представителям низшей расы, за чем на самом деле стоит зависть к экономическим и политическим успехам. Переселяясь на новые места, евреи держались вместе и быстро достигали благополучия — даже в периоды кризиса, когда другим приходилось тяжко, коммуне удавалось жить в достатке. Антисемитская политика просматривались в Европе и до начала войны.

В Советском же союзе в этот же период транслировались единство и дружба народов. Евреи свободно учились в вузах, занимали престижные должности и были в хороших отношениях с представителями других культур. Антисемитизм на наших землях появился с приходом фашистов.

В подтверждение этого Олег БУДНИЦКИЙ, профессор и директор Института советской и постсоветской истории Высшей школы экономики, приводит множество записей из дневников советского народа, где уже в 1941 году прослеживалось негативное отношение к евреям: «Идем жидов защищать», «Ну что ж, и при немцах жить можно. В революцию бар резали, сейчас евреев будут резать, какая нам разница»…

Причем наблюдалось это и в фронтовых кругах. Многие евреи скрывали свою национальность, отправляясь на фронт, они были украинцами, белорусами, русскими… Наверное, отсюда и стереотип — евреи не воевали. Хотя Олег Витальевич говорит о 434 тысячах вступивших в ряды солдат.

Бытовой антисемитизм продолжался до 2000-х годов. В Ростове, рассказывает председатель Ростовской еврейской религиозной общины Михаил Потапов, здание Синагоги и камнями забрасывали, и на его стенах рисовали.

Сейчас все это ушло. Наоборот, появился здоровый интерес к традициям и культурным особенностям народа. В «Ночь музеев», говорит Михаил Витальевич, очередь в Синагогу стояла с улицы. Приходят люди и сейчас — на экскурсию или просто посмотреть. Двери открыты для всех.

В этот раз мужчины молились в память тех, кто стал жертвой Холокоста. Каждую еврейскую семью в Ростове, без преувеличений, коснулось это горе. Поэтому все члены общины активны — участвуют в праздновании всех памятных дат, приходят на церемонии возложения цветов, организуют собственные мероприятия для сохранения памяти о трагических событиях.

Живых свидетелей войны среди евреев не осталось. Не так давно погиб тот, кого вытолкнули ребенком из колоны, отправленной на Змиевскую балку. Удалось спастись.

Но и в годы своей жизни далеко не все евреи могли вспоминать те испытания. Дедушка Михаила Витальевича был танкистом и дошел до самой Польши, домой он вернулся инвалидом и своим детям и внукам мало что рассказал… Для него война — это не столько радость от победы, сколько слезы по погибшим.

Около 90% еврейской общины Ростова погибло на Змиевской балке… Сейчас в Ростове проживает порядка 10-12 тысяч евреев — в два раза меньше, чем в 1941 году.

Хотя евреи всегда способствовали экономической стабильности города.

На Дон евреи стали съезжаться в 1810 году из Украины, Германии, Польши… Земли не входили в число оседлости, а значит, селиться этому народу здесь позволялось. Построили первую деревянную Синагогу, позже обжились и построили новое каменное здание. В 1872 году возвели уже солдатскую Синагогу на Газетном, в которой сейчас молятся современные евреи.

В конце 1879-ых атаман Всевеликого войска Донского обратился с прошением к императору — присоединить к ним земли Ростова для безопасности и укрепления экономики. Одобрение было получено, города объединили, но… жить евреям на территории Всевеликого войска Донского было запрещено.

По правилам, нужно было народ выгнать, однако это бы ударило по экономике. Отправляли второе прошение императору — проживающих евреев оставить, новых без веских причин не принимать. Однако и без этого община стала разрастаться внутри. До войны это было сильное и активное население, участвовавшее во всех значимых событиях города.

Однако…

День памяти жертв Холокоста отмечается 27 января — в него 77 лет назад Советская армия разгромила самый крупный нацисткий лагерь смерти Освенцим. До сих пор неизвестно точно, сколько в нем было загублено душ — счет шел на миллионы.

Представители еврейской общины Ростова считают, что День памяти проводить нужно в другой день — 14 октября — в день единственного успешного массового побега из нацистского лагеря смерти Собибор. Организовал восстание наш земляк — Александр Печерский, еврей по происхождению.

Его приглашали на Нюрнбергский процесс в Германию и премьеру фильма «Побег из Собибора» в Америку. Но из страны героя не выпустили…

Памятник на месте Варшавского гетто. Наш фотокорреспондент Аркадий БУДНИЦКИЙ снял это место в Варшаве в 1991 году.